Сургутская районная централизованная библиотечная система
Версия для слабовидящих

Яков Семёнович Пагилев родился 19 марта 1914 года в селе Кокуй, Тюменской области. Красноармеец, пулемётчик, участвовал в боях против Японии.

После смерти отца привезён матерью в Сургутский район. Учился в Сытомино, затем в Ханты-Мансийске. В 1937 году Сургутским райвоенкоматом призван в ряды Красной армии. В 1938 году принимал участие в вооружённом конфликте с Японией в районе озера Хасан и в 1939 году на реке Халхин-Гол. С 1941 по 1946 год воевал на Дальнем Востоке. В армии окончил дивизионную партийную школу, был членом коммунистической партии.
Демобилизовался в 1946 году и вернулся на родину в Сытомино. Работал сторожем в сытоминском рыбкоопе. Дата смерти не установлена.

Из воспоминаний Якова Семёновича Пагилева:
«В 36-м я уйти должен служить-то, но я был продавцом. 9 сентября 37-го года прошёл комиссию в Сургуте, и к 15 сентября должен был явиться в город Тобольск в горвоенкомат. Тут нас взяли троих из сельского Совета: Сипайлова Александра, Беспёрстова, Кушниковского. Я не был женатым, но девушка оставалась здесь. Учительница меня провожала, Томская Мавра Васильевна — хорошая, строгая, конечно.
В горвоенкомате меня призвали на Дальний Восток.
Первое крещение я получил — озеро Хасан, в 38-м. Да, страшно было. Опосля уже, как озверел, – ничё не страшно. В 39-м году Халкингол, Жуков был у нас, сам.
«Максим» пулемёт, счас его заменили, облегчённый, а раньше 64 килограмма он был. Один корпус, хобот-то этот с колёсами, – 32 килограмма, да ещё воинская одежда, вот тебе и это… но я не плакал, шёл. Тяжело было. Шёл. Потом нам дали тачанки — стало легче.
Пехота была, потом 74-я танковая бригада, 1-я Амурская танковая бригада, 41-я стрелковая бригада… 6-ю Квантунскую армию разбили, и обратно в город Благовещенск.
В армии окончил партийную школу дивизионную. Кандидатом год был, потом меня приняли в партию. По 15 апреля 54-го года был членом партии.
9-го июля 41-го года получил повестку от горвоенкомата Благовещенского — на 60 суток. Как будто бы с немцем быстро расправимся!
8 августа 45-го года Вячеслав Михайлович Молотов дал ноту Японии за утопление наших кораблей и пошли мы через Амур. Я плавать не умел. Как я спасся — две плащ-палатки сшили, соломой набили, и давай — через Амур и в Хабаровск.
Был план на Японию. Японское море было всё заминированное, шли шибко тихо. Потом переменили план — на Южный Сахалин, Хоккайдо. Нас Япония не стала допускать. Спасибо – «катюша» на корабле, выручила. Запустили «катюшу». Южный Сахалин весь горит, в огне. Японцы тут сдавались и ушли на сопки. В 5 часов утра мы высадились. Туман был. И танки пошли. И мы пошли. . По японцам. Всё гремит, ужасно. Ну, обед привезли, тут наши лежат пулемётчики, вечная память им, тем, которы счас лежат там. Но меня вот как-то, я не знаю, если мама, чё-то знала моя, покойная… пули мимо. И не контуженный и не раненый.
Вместо 60-ти суток я тока демобилизовался с Курильских островов в 46-м году на основании указа Президиума Верховного Совета СССР.
Все меня встретили очень хорошо».

Ссылка:

https://vk.com/wall-75878091_282

Источник:

Дорогами войны : коренное население Сургутского района в годы Великой Отечественной войны – Сургут ; Томск ; Екатеринбург : Альфа Принт, 2021. – С 5-6.

Оставьте ваше мнение